23.11.2019, 10:31 Анастасия Эпендиева 3923

Тайны советской мозаики в Ставрополе

Ставрополь. Михайловское шоссе. Здесь прямо у дороги, на стене завода, огромное красивое панно. Те, кто ездит здесь каждый день, вряд ли его замечают. А между прочим, оно очень интересное: сделано из кусочков смальты. Это специальное непрозрачное цветное стекло. Видно, что собирали его вручную, каждый кусочек вдавливали вручную в раствор.

Высота панно примерно с четырехэтажный дом. Сложно представить, сколько усилий вложено в изображенные на нем лица. Что означают эти образы? Почему мозаика в советское время имела такую популярность? Этими вопросами много лет назад задался житель Ставрополя Александр Золотарев.

Встретив однажды в Буденновске несколько мозаик на обычных многоквартирных домах, он теперь везде, во всех уголках края и не только, выискивает советские мозаики и фотографирует.

«Я наслаждаюсь той красотой, которая существовала и еще не развалилась. А цель — привлечь к этому предмету искусства внимание людей и по возможности зафиксировать то, что осталось, рассказать о тех, кто все это создавал», — поведал корреспонденту ГТРК «Ставрополье» коллекционер фотографий мозаик Александр Золотарев.

Сначала он просто фотографировал мозаичные объекты для себя. С появлением соцсетей начал выкладывать туда свои фотографии, чтобы привлечь внимание других людей. А те, в свою очередь, стали уже делиться фотографиями с Александром: снимать интересные мозаики и присылают ему.

Перед каждой поездкой он специально готовится, просматривая Интернет. «Например, перед поездкой в Элисту я «погуглил», посмотрел что есть, нашел всю советскую мозаику», — рассказывает коллекционер.

Произведения мозаичного искусства Александр нашел в Горячеводске, в станице Константиновская, в Пятигорске. Несколько интересных мест есть и в краевой столице.

Например, гимназия №12. Мимо пионерского горна в окружении пламени, звезд, голубей каждый день буднично проезжают тысячи машин. Эта мозаика также примелькалась, как и панно на Михайловском шоссе. А ведь эти картины не просто отголоски истории, подчас произведения искусства и более того — связь поколений. В этом уверены в лицее №8 Ставрополя.

Наталья Беломесова, учитель МБОУ лицей №8: «Я пришла сюда учиться и эта мозаика уже встречала нас. Она была таким центром притяжения. Мы фотографировались на фоне знамени, но и на фоне мозаики, которая также олицетворяла наше пионерское детство.

Современные школьники делают альбомы, такая традиция есть. И в них есть фотографии на фоне мозаики.

Выпускники приводят сюда своих детей. У нас учится много поколений. Когда приходят папа или мама, приводят своих детей, они проводят их по школе и говорят: «Вот здесь я тоже был, эта мозаика была тогда, когда я был маленьким». Это такая связь поколений. Вот здесь были мои родители, и здесь я".

Лицей в этом году отпраздновал 80-летие. Но мозаика не всегда украшала эти стены. Ее добавили при реконструкции в 70-х годах прошлого века. Как раз тогда мозаики стали массово появляться на советских зданиях.

В 2004 году в лицее был капитальный ремонт. Проще всего было бы избавиться от панно, но мозаику сохранили, отреставрировали. Считают ее своей изюминкой.

Гордятся и берегут свои цветные панно и в детском садике «Родничок». Здесь малышей уже много лет каждый день провожают и встречают сказочные герои на стенах.

Юлия Долгополова, заведующая детским садом № 58 г. Ставрополя: «Это здание более старое — сад строился в два этапа. Оно все оформлено мозаикой. Мы бережем это. Потому что это советский артефакт. Мозаика любая выражала дух времени, идеи партии в обязательном порядке и концепцию учреждения, в котором существует это панно.

Везде была мозаика, везде были мозаичные панно. Я это помню очень хорошо. Я родилась в прошлом веке. Если это был завод, то это был мускулистый рабочий в каске на фоне машин, если медицинское учреждение, то медицинская символика.

А здесь — детский сад. Наши панно — это персонажи сказок, дети, солнце. Наша символика — родничок, вода".

А вот Ставропольский дом детского творчества. Если подниматься с первого этажа на третий по правой лестнице, то можно увидеть, как растят урожай.

Сначала на одном из панно крестьяне сеют пшеницу. Дальше трактор — как символ технического прогресса. На последнем этаже уже идет жатва. На другом пролете, по такому же принципу снизу вверх, показана история письменности.

Казалось бы, причем тут Дворец детского творчества. Оказывается, изначально монументальные триптихи с таким смыслом предназначались вовсе не для детей.

Татьяна Елтышева, старший методист учебно-методического центра Ставропольского дворца детского творчества: «Свой рассказ я хотела бы начать с сентября 1986 года, когда в нашем городе побывал Михаил Горбачев — генсек ЦК КПСС. Он встречался с жителями, и было высказано предложение о том, чтобы строящийся Дом просвещения был передан детям и молодежи. Уже в ноябре такое решение было принято.

Мозаики как раз монтировались, когда мы сюда пришли. Здесь стояли строительные леса, и группа московских архитекторов под руководством Александра Иванова собирала эти панно".

Вообще технике мозаики много тысяч лет. Остатки панно находили во время раскопок многих древних цивилизаций. Древний Восток, Византия… Если что-то выкладывали в технике мозаики, значит об этом хотели рассказать потомкам.

Владимир Плохотнюк, доцент кафедры искусств и дизайна, преподаватель истории искусств: «Мозаика — это такой специфический вид искусства. Нужны особые причины, чтобы мозаичное полотно было заказано и сделано.

В советское время в них присутствовала идеологическая составляющая. Конечно же, общество стремится укрепить какие-то свои устои. Были, разумеется, какие-то пропагандистские аспекты в этом творчестве.

Мозаике советского периода был присущ реализм: рабочий, колхозница, ученые, космонавты. Все то, чем Союз гордился. Это темы, в которых претендовали на успех, на главенство".

Так что сегодня мозаики можно расценивать как посыл нам из недалекого прошлого. Все просто: будьте спортивными, умными, порядочными и впереди планеты всей. А также берегите искусство, в том числе и мозаики.

Архив