25.07.2020, 09:45 Мария Вороновская 3059

Поклонники творчества Владимира Высоцкого сегодня отмечают день его памяти

Ровно 40 лет назад не стало легендарного поэта, актера и барда, интерес к творчеству которого с годами только растет. Где может появиться музей Высоцкого и как его песни поют на Ставрополье сегодня?

«Детям вечно досаден их возраст и быт, и дрались мы до ссадин, до мелких обид, но латали одежды нам матери в срок, мы же книги глотали, пьянея от строк».

Саша Мельник не пытается подражать, не срывает голос. Просто каждую строчку пропускает через себя. Здесь нет смысла подбирать причудливый аккомпанемент. У Высоцкого он всегда был второстепенен. Все внимание к слову. Его песни, которые так легко играть на гитаре, звучали в каждом дворе.

Александра Мельник музыкант:

— Высоцкий — поэт глобальный, его сложно называть композитором. Если проследить его творчество, на многих концертах даже видно, что у него гитара не всегда была настроена.

Но была у него и совсем другая музыка. Вкрадчивая. Например, песня Марьюшки, известная больше в исполнении Марины Влади: «Как забрали милого в рекруты, в рекруты. Как ушел твой суженый во солдаты». Как мог Высоцкий писать настолько нехарактерные для него, женские песни? Удивительным образом поэт будто бы проживал жизни разных людей, присматривался к ним, наблюдал, а потом воплощал все это в своем творчестве.

Александра Мельник музыкант:

— У него было столько разных историй в жизни, связанных с женщинами. Думаю, он очень хорошо их понимал.

Высоцкого любили и любят миллионы, наверное, за его предельную откровенность. Он был своим, народным. Конечно, в каждом городе жадно ждали его гастролей. На Ставрополье поэт впервые приехал в 1978 году.

В Ставрополе Высоцкий был больше недели, 8 дней. За это время успел дать — только представьте — 24 концерта. Выступал здесь в цирке, и вся эта площадь вокруг была «усыпана» людьми. Многие искали лишние билетики, чтобы попасть на концерт, а по проспекту Карла Маркса к цирку ехали переполненные автобусы и троллейбусы.

Высоцкий незадолго до смерти был в Пятигорске, где спел и дал интервью на местном телевидении. Тогда он приезжал не с гастролями, а просто к друзьям — Вадиму и Римме Тумановым. Конечно, журналисты не могли не позвать Высоцкого в студию. Записывать беседу должен был журналист Валерий Перевозчиков. Высоцкий согласился на интервью, поставив условие, что с ним будет разговаривать «только умный человек».

Почти 50 минут записи. Сохранились лишь 8 минут. Но без них не обходится ни один документальный фильм о Высоцком.

— Все континенты могут гореть в огне… только все это не по мне. Всего вам доброго, до свидания.

Это интервью перевернуло жизнь Перевозчикова. Автор серии книг и публикаций о Высоцком одно время работал в литчасти театра на Таганке. В Пятигорском университете был главным редактором журнала «В поисках Высоцкого» и проводил «Вечера памяти». Но в 40-летнюю годовщину со дня смерти поэта поклонники Высоцкого в Пятигорске не соберутся. Валерия Перевозчикова не стало в прошлом году. Его близкий друг Роман Велиев просил сделать перерыв, но пообещал продолжать традиции. А еще собирается открыть в Пятигорске музей Высоцкого.

— Экспонатов много у нас. Вот гитара, на которой играл Высоцкий, пять километров записей на бобинах, из них три бобины — Высоцкого. Его подпись есть, интервью — оригинал.

Кстати, на этой семиструнной гитаре Высоцкий играл в Домбае во время съемок фильма «Вертикаль». Инструмент когда-то принадлежал местному альпинисту. Роман отреставрировал его.

У нас на Ставрополье, в Пятигорской студии, Высоцкий сам себе задал страшный вопрос, на который ему ответила сама судьба. Владимир Семенович спросил, сколько ему «осталось времени для творчества». И он ушел спустя 10 месяцев и десять дней. Но его энергия голоса, стихов и гитары остались с нами навсегда.

Архив