12.01.2022, 11:12 982

Культурное наследие Пятигорска: о чем говорит загадочная роспись на стене бювета

На склоне горы Машук, выше Лазаревского храма, расположился Игнатьевский сквер. На его территории — питьевой бювет №19. Он очень популярен среди отдыхающих. И не только целебными свойствами воды, а красотой росписи на стенах. Информацию о ней по крупицам собирали общественники и библиотекари города. Что удалось узнать, расскажет корреспондент Юлия Бычкова.

На стенах пятигорского бювета — панорама жизни XIX века. Сцены Кавказской войны: солдаты, офицеры, горцы и местные жители. «Водяное» общество: дамы в пышных платьях, молодые люди, гарцующие на лошадях, романтичные сцены.

Местная жительница Елизавета Логунова заинтересовалась этим культурным наследием Пятигорска. Чтобы узнать историю необыкновенной росписи, обратилась в городскую библиотеку.

«В ходе поиска мы обнаружили, что автором является Людмила Любчик. Художница, которая уже не проживает в Пятигорске. И мы нашли в фондах всего две заметки о ней. Первая заметка — это «Кавказская здравница», 1972 год, скупое объявление о том, что в Москве открыта всероссийская выставка художников малых форм, среди участниц — пятигорчанка Людмила Любчик», — рассказала заведующая справочно-библиографическим отделом МБУК ЦБС Лариса Сазанова.

Второй раз имя Людмилы Любчик появилось в 1976 году в известном журнале «Декоративное искусство СССР», в рубрике «Панорама молодых», которая рассказывала о художниках, связавших свою жизнь с архитектурой и декорированием. Остальные факты по крупицам собирали, обращаясь к известным краеведам и знатокам истории города.

«Если мы пройдем чуть дальше, увидим красивую даму со стаканом в руке. На ней костюм эпохи Лермонтова, смотрит она прямо на зрителей. Это автопортрет самой Людмилы Ивановны Любчик. Обратите внимание, никто так не смотрит прямо в глаза зрителям», — говорит преподаватель культурологии Елизавета Логунова.

А еще стало известно, что изображенная рядом дама в шляпке — это подруга Людмилы Любчик Ирина Шаховская. Она помогала создавать эту многофигурную композицию.

Художница использовала люстровые краски. Каждая плитка доводилась в печи до температуры не меньше 700 градусов. Техника поливного обжига совсем не проста, но все усилия были не напрасны. Роспись, которая появилась в 1979 году, и сегодня не теряет своей яркости.

Есть в этом бювете один секрет. В углу слева находится автограф Людмилы Ивановны Любчик. Она пишет: «Паниной Наталье Петровне, моей бабушке». Возможно, говорят любители истории, эта роспись — память о том, как бабушка водила маленькую Людмилу по лермонтовским местам или читала ей произведения поэта о жизни «водяного» общества. Однако все это — пока предположения. Известно, что автор давно уехала из Пятигорска в Санкт-Петербург.

В Пятигорской городской библиотеке очень просят обратиться к ним, если кто-то обладает какой-либо информацией о художнице Людмиле Любчик.

Архив