Похоронный бизнес в обход закона. В Невинномысске ритуальные бюро продавали бесплатные места на кладбище. Их стоимость исчислялась десятками тысяч рублей. В ситуации разбиралась корреспондент ГТРК «Ставрополье» Яна Позднякова.
За бетонную ячейку — 150−200 тысяч рублей. Столько стоит желание «забронировать» место на погосте еще при жизни. Что, собственно, является незаконным.
Безобразия выявил Максим Левченко, который недавно вступил в должность начальника участка, отвечающего за содержание городского кладбища Невинномысска. И при проверке документов ужаснулся количеству незаконных ограждений.
«Просто рейдерский захват. Взяли с людей деньги, установили оградки, бордюрчики, и какой-то процент оставили себе. У нас такой народ думает, что все бабушки откладывают на последний день, беспокоятся — где будут захоронены. Люди попадают к мошенникам — частным ритуальным компаниям, которые вводят в заблуждение», — рассказал Левченко.
«Черные» ритуальные агенты аргументируют свои незаконные действия дефицитом земли, наличием «престижного» места. Но, согласно закону, «На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Земля на всех кладбищах — государственная, и в частную собственность продаваться не может. Пострадавшим всего-навсего выдается фиктивная бумага, юридически ничем не закрепленная.
«Чёрные ритуальщики» в погоне за выгодой не останавливаются ни перед чем. К примеру, участок предусмотрен для захоронений погибших Героев России, тех, кто был представлен к государственным наградам. Но и сюда добрались недобросовестные ритуальщики.
Все тот же почерк: установлены металлические ограждения, бетонные бордюры. Взгляд приковывает скромный свежеустановленный крест. Год смерти — 2013.
«Они пишут, что здесь есть перезахоронение, однако на данный момент здесь никто не похоронен. И если сейчас здесь произвести земельные работы, эксгумацию, то здесь никого не будет», — отметил Максим Левченко.
А регистрационный знак уже есть, причем такие выдаются только по факту смерти. Сейчас это место «черные ритуальщики» пытаются узаконить через изменение статуса — оформить его как перезахоронение.
А вот ситуация наоборот — человек похоронен, но регистрационного знака на могиле нет. Земля эта — сельхозназначения. Сейчас идут судебные процессы, но это не мешает «черным ритуальщикам» нарушать запреты.
Здесь уже выявляются и такие случаи: человек умирает, родственники приходят с документами — и выясняется, что регистрационный знак присвоен незаконно, а деньги за землю потрачены зря.
Последнюю точку в разбирательстве с «черными ритуальщиками» должны поставить правоохранители.