01.12.2020, 11:13 Владимир Макаров 2665

Радио для всех. Выпуск 7: шестидесятники

Радио для всех. Выпуск 7: шестидесятники

Цикл программ к 95-летию краевого радио еженедельно выходит на «Радио России Ставрополье». В седьмом выпуске речь пойдет о поколении шестидесятников, о временах хрущевской оттепели и легендарных ставропольских дикторах — Олеге Даусоне и Николае Марьевском.

Новый дом для радио

В конце 1963 года редакция краевого радио переехала с улицы Комсомольской на улицу Артёма. Большое двухэтажное здание в центре Ставрополя журналисты в шутку прозвали санаторием. Закрытый двор с большими деревьями, цветочными клумбами и зонами отдыха действительно чем-то напоминал курортную зону. Но главное — в этом шикарном по тем временам здании были просторные кабинеты, собственная техническая лаборатория, современные аппаратные и богатая фонотека. Это была воплощённая мечта ставропольских радиожурналистов.

Но однажды — в конце 60-х — здесь случилась история, на которую можно было бы и внимания не обратить. Однако её запомнили, и на протяжении многих лет она была чем-то вроде символа наступивших брежневских времён. А случилось вот что.

После очередной радиопередачи в эфире осталось несколько свободных минут, и режиссёр решил заполнить их музыкой. Поставил ноктюрн Шопена. Три минуты светлой задумчивой грусти. Но такая музыка не понравилась партийным чиновникам из отдела пропаганды и агитации крайкома КПСС. И оттуда немедленно позвонили председателю краевого комитета по телевидению и радиовещанию, высказав ему своё недовольство по поводу унылых настроений в радиоэфире. Председатель, в свою очередь, вызвал к себе режиссёра и велел принести плёнку с прозвучавшей музыкой. Тот принёс плёнку в фирменной упаковке «Всесоюзного радио», на которой было написано: «Фридерик Шопен. Ноктюрн Ля-минор». Председатель посмотрел на этикетку, грустно помолчал, а затем по-товарищески, но строго сказал: «Давай договоримся с тобой раз и навсегда — впредь никаких ля-миноров».

Для многих именно так закончилось десятилетие «оттепели» и началось десятилетие «застоя».

Поколение шестидесятников: Олег Даусон

Но всегда были люди, для которых главным ориентиром оставался их собственный внутренний камертон. Правда, которой они служили, была важнее званий и карьерных амбиций. Одним из таких журналистов был Олег Павлович Даусон. Однажды его спросили, кем он работает на краевом радио. И он, не задумываясь, ответил: «Я работаю Олегом Даусоном». История с ноктюрном Шопена явно прошла мимо него. Его очерки о людях были пронизаны не только любовью и состраданием, они заставляли радиослушателей всматриваться в самих себя и глубже понимать время, в котором они живут.

О легендарном радиоведущем вспоминает журналист Вера Поляруш.

Гражданин Марьевский

Ещё одним человеком из плеяды так называемых шестидесятников был Николай Семёнович Марьевский. Он прошёл путь от корреспондента районной газеты до председателя краевого комитета по телевидению и радиовещанию. Правда, на этом высоком посту он продержался недолго — около трёх лет. По инициативе Марьевского в эфир начал выходить телевизионный сатирический журнал «Стоп», который очень раздражал местные власти. Но Николай Семёнович был непримиримым правдоборцем и стоял на своём. Говорят, его отстранили от должности по личному указанию первого секретаря крайкома КПСС. И Марьевский ушёл на преподавательскую работу. Преподавал в ВУЗах журналистику, историю и философию. К тому времени он был кандидатом философских наук. А чтобы лучше понять характер этого человека, достаточно сказать, что в 69 лет он окончил ещё и юридический факультет Ставропольского университета. Примерно в те же годы возобновил сотрудничество с краевым радио в качестве внештатника. Вёл программу «На волнах моей памяти», которая тут же стала одной из самых популярных. Теперь уже пенсионер Марьевский продолжал отстаивать свою гражданскую позицию.

Военное детство - вот что объединяло многих шестидесятников.

Слишком рано они узнали, что это значит — смотреть правде в глаза. Отсюда и характеры, и неудержимое желание сделать жизнь лучше, справедливее. В августе 91-го года, когда «гэкачеписты» пытались захватить власть в стране, некоторые местные политики заколебались, кого поддержать — Ельцина или ГКЧП? Мало ли, как оно повернётся. До последнего держали паузу, никак не выказывая своей позиции.

Так вот, в тот день, когда по телевизору не показывали ничего, кроме «Лебединого озера», Николай Семёнович Марьевский вышел на площадь Ленина с плакатом «Против ГКЧП».

Многие его запомнили именно таким.

Вы слушали программу «Радио для всех». В студии был Владимир Макаров. И на этом я с вами прощаюсь.

Архив