10.09.2021, 11:08 11817

Ставрополье глазами поэтов, художников и кинематографистов

Пройтись по улицам, где жили гениальные писатели и поэты, насладиться их строками, которые они написали под впечатлением от видов и колорита Ставрополья, заглянуть в художественные галереи с видами наших бескрайних просторов и даже побывать на месте съемочной площадки, где снимался известный всей стране фильм. Все это возможно с Анной Филатовой в рубрике «Туристический край».

Трижды на Кавказских Минеральных Водах бывал Александр Сергеевич Пушкин. «Жалею, мой друг, — пишет он своему брату Льву, — что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор, что не входил со мной на острый верх пятихолмного Бештау, Машука, Железной горы, Каменной, Змеиной». Впервые Пушкин прибыл на Кавказ в 1820 году. Приехал в Пятигорск абсолютно простуженным, приехал не один — вместе с семьей Николая Раевского. Здесь летом впервые в его творчестве прозвучала кавказская тема. На Кислых Водах он написал эпилог к поэме «Руслан и Людмила».

Забытый светом и молвою,

Далече от брегов Невы,

Теперь я вижу пред собою

Кавказа гордые главы.

Над их вершинами крутыми,

На скате каменных стремнин,

Питаюсь чувствами немыми

И чудной прелестью картин …

Знакомство с Кавказом сильно вдохновило поэта — 2 года спустя свет увидел «Кавказского пленника». Второй визит на воды состоялся спустя 9 лет и был недолгим — проездом. Это было в мае, а в августе он снова вернулся, чтобы поправить здоровье — успел принять в Кисловодске двухнедельный курс кислых ванн и в сентябре отбыл в Москву.

Жизнь другого гения — Михаила Юрьевича Лермонтова также неразрывно связана со ставропольской землей, где он впервые побывал пятилетним мальчиком с бабушкой. Потом две кавказские ссылки. Дерзкого и склонного испытывать судьбу Лермонтова манили гордые и опасные горы.

Сегодня практически каждый, кто приезжает к нам в гости, стремится побывать в домике Лермонтова в Пятигорске, где он провел последние дни своей жизни, последние минуты. Здесь постарались максимально бережно сохранить дух времени.

«130 тысяч туристов в год посещают музей. Его уникальность в том, что все дома подлинные, они никогда не разрушались. Экспозиция «Лермонтов на Кавказе», мемориальный отдел — домик, — говорит заведующая отделом экскурсионно-массовой работы музея-заповедника М.Ю. Лермонтова Екатерина Новикова. — Мы храним уникальные, подлинные вещи Лермонтова».

Сейчас это настоящий культурный центр, где проходят литературные вечера, звучит поэзия и музыка, а Лермонтовские конференции собирают ученых со всей страны, ближнего и дальнего зарубежья, темы притягивают пытливых исследователей своими неразгаданными тайнами, мистикой, бесконечной глубиной.

За свою короткую жизнь Лермонтов пять раз был на Кавказе. Обычаи Кавказа оказали на него неизгладимое впечатление, наверное, только удивленная душа способна на такое признание: «Синие горы Кавказа, приветствую вас, вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе».

В Ставрополе Михаил Юрьевич бывал не менее 15 раз, порой проездом, иногда приходилось останавливаться — из-за болезни или непогоды. Здесь он работал над своими произведениями, встречался с декабристами.

«Мы с вами находимся на Николаевском проспекте. За моей спиной гостиница «Москва», которая принадлежала Ивану Ганиловскому, но мы ее все знаем как гостиницу Найтаковскую, так как ее орендатель был Егор Найтаки.Он владел гостиницами не только в Ставрополе, но и в Пятигорске, Кисловодске», — рассказала экскурсовод Ангелина Жаркова.

«Здесь Лермонтов не жил, но встречался с декабристами — такое место для сбора интеллигенции, как клуб. Лермонтов здесь встречался с Лорером, он был очень рад этой встрече, они долго беседовали. И у нас есть легенда городская, что когда Николай I приехал в наш город, Лермонтов с Одоевским встречали его на балконе и Одоевский выкрикнул: «Идущий на смерть приветствует тебя» — на латыни. Хотя историки утверждают, что на тот момент Одоевского в городе быть не могло».

Неизменным оставался один путь — необходимо было отметиться у командующего Кавказской линии, а потом дальше следовать из города, где сейчас находятся Тифлисские ворота

Ставрополь не зря называют вратами Кавказа, миновать наш город было просто невозможно. Именно здесь раз в неделю стреляла пушка и от этого места уходила оказия. Конечно же, на этом месте бывали и Пушкин, и Лермонтов.

В доме по Дзержинского, 183, а тогда на Воробьевке, поэт бывал часто. Здесь у генерал-лейтенанта, барона Вревского собиралось офицерское общество. Для Лермонтова — место было особенным, он не спешил уезжать. Спускался чуть ниже и любовался видами на Ташлянскую долину, отдыхал в тени раскидистого дуба, спил которого каждый желающий может сейчас увидеть в музее-заповеднике имени Прозрителева и Праве.

«Мы находимся с вами рядом со спилом «Дуба Лермонтова». Этот дуб рос на Дзержинского, 187. Дальнобойщик Харитонов, который жил по соседству, собирал желуди и развозил по всей стране, так что детей у этого дуба много. Будучи в Москве, он написал: «Зеленый листок оторвался от ветки…» — Разве не дубовый? — Зеленый, а потом зачеркнуто и написано дубовый, видимо, когда он приехал в Ставрополь, исправил эту фразу», — говорит заведующая отделом природы музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Вера Данилевич.

Над другим стихотворением 41-го года не смолкают споры лермонтоведов. Известнейшее: «Выхожу один я на дорогу, впереди кремнистый путь блестит». Одни утверждают, что это млечный путь, другие — что это как раз ставропольские дороги, выстланные известняком ракушечником, и что написано это стихотворение было именно в Ставрополе. Лирический герой мечтает погрузиться в чудесный сон после смерти: «Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной, чтоб вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел».

Уходя навсегда или прощаясь всего на день, как часто люди не могут подолгу расстаться, не могут сказать друг другу самое главное, что есть на душе… «С любимыми не расставайтесь… И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг…» Не многие знают, что история этого стихотворения, получившего народную любовь благодаря фильму «Ирония судьбы, или С легким паром», связана со Ставрополем. Автор «Баллады о прокуренном вагоне» Александр Кочетков был женат на дочери известного ученого, одного из основателей краеведческого музея Прозрителева Инне Григорьевне.

Произведение было написано в 1932 году при обстоятельствах, о которых жена поэта рассказывала так: «Лето мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен — Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи — Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали, как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд… Нас спасла любовь».

Оказалось, что поезд, на который он должен был сесть ранее, три дня назад, потерпел крушение на станции «Москва-Товарная», и друзья, к которым он должен был присоединиться на станции Кавказской, к сожалению, погибли, поэтому такое воскрешение дало толчок к написанию этого стихотворения. Чуть позже Инна Григорьевна, находясь в Ставрополе, получает письмо от своего супруга со стихотворением «Вагон», как он его изначально назвал.

Если эта история сложилась счастливо только благодаря тому, что Кочетков не сел в этот день в вагон, то другая — уже кинематографическая — сложилась иначе: главные герои фильма «Мужики» садятся в вагон именно на ставропольском вокзале и отправляются в новую, сложную, но счастливую жизнь.

А начинается фильм с того, как главный герой приезжает в свое родное село, дома он не был много лет.

Мы с вами находимся в селе Нижняя Татарка, здесь в 80-м году случился настоящий переполох — сюда нагрянула съемочная группа, чтобы получился фильм, который известен каждому — фильм «Мужики».

Известные актеры не хотели жить в Ставрополе, они поселились в домах местных жителей, а местные жители, к слову, стали настоящими актерами этого фильма.

Как будто на время оказались в настоящей сказке, вспоминают местные жители. Пели и на съемочной площадке, и после, вечерами собирались вместе с творческой группой. Участницы массовых сцен говорят: благодаря тому, что именно Татарку выбрали для съемок, они другими глазами посмотрели на окрестные пейзажи и сельские улицы.

Сейчас уже сложно узнать: многое перестроили, вокруг домов появились новые высокие заборы, дом, где играли свадьбу, и вовсе не сохранился, но именно на этой улице в фильме живут родители главного героя Павла Зубова, в соседнем доме дети, которые остались без матери.

Семья Михаила Рихтера, который в картине сыграл таксиста, бережно хранит фотографии, пересматривает фильм, говорят, что главе семьи и «играть» особо не пришлось, на экране такой же, как в жизни, и даже машина своя, рабочая, только немного переоборудованная изнутри, чтобы разместить незаметно оператора и всю необходимую технику.

Фильм получился искренний, жизненный, правдивый, одна из самых пронзительных сцен, когда собака догоняет такси, бежит из последних сил. Кстати, именно это место запечатлел художник Павел Гречишкин — тоже уроженец этого села.

Живописные равнины, бескрайние степи и холмы. Стремительные водопады и глухие ущелья. В свое время Павел Моисеевич подарил около 500 красочных картин Ставрополью. Сейчас часть из них хранится в фондах музея-заповедника, другая — в галерее пейзажей художника. Произведения Гречишкина, сложенные из запахов весны, снежных горных вершин, цветущих лугов рисуют Ставрополье удивительным краем.

«Павел Моисеевич очень трепетно относился ко всем местам, которые он писал, хотя по его признанию, Ставрополье — очень сложный объект — летом жарко, воздух очень плотный, далеко не увидишь, воды мало, а пейзаж очень любит воду. Зато есть роскошные степи, особенно когда растет ковыль. Павел Моисеевич говорил: это было море, он представлял, что это волны», — рассказала заведующая филиалом «Картинная галерея пейзажей художника П.М. Гречишкина» Ставропольского музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Таисия Авдеева.

Из-за войны Гречишкин так и не получил академического образования, называл Левитана учителем, себя — самоучкой, а картину «Родник корыта», где изображено любимое место детства, — дипломной. Он настоящий и неутомимый исследователь Ставрополья, в его работах Сенгилеевское водохранилище, степи, леса, окружающие город, и излюбленное место. Красивый Стрижамент — простор, душа, свобода, цветы, ковыли, птицы — сердце нашего Ставрополья, чудо природы. Там и живописно, и дышится легко.

Его труды — в галерее на улице Морозова, которая признана объектом культурного наследия федерального значения и находится под патронажем Ставропольского музея-заповедника имени Прозрителева и Праве.

А вот певцом Кавминвод часто называют Игоря Хоронько. Сегодня невозможно найти мест на Ставрополье, которые не прошел бы художник со своим этюдником. Обращается и к теме городского и архитектурного пейзажа. Зритель может совершить виртуальную прогулку по городам Кавказских Минеральных Вод и их окрестностям. Увидеть старинные улочки и памятники архитектуры курортных городов; насладиться видами Ставрополья.

Его работы находятся в местных государственных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом.

В Ставропольском крае много мест, которые дышат своей историей, пройтись по ним огромное удовольствие, интереснейшие экскурсии ждут и жителей, и гостей края.

Архив