27.08.2011, 17:21 14842

Фаина Раневская: о кино, первой любви и одиночестве

ГТРК «Ставрополье» ВЕСТИ Ставропольский край

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения народной артистки СССР легендарной Фаины Раневской, передают информагентства.

«Свадьба», «Золушка», «Весна», «Человек в футляре», «Пышка» и, конечно же, «Подкидыш». Эти фильмы известны во многом благодаря ее героиням. Сама же актриса к своим работам в кино относилась скептически: «Деньги съедены, а позор остался».

И хотя Раневской чаще всего доставались эпизодические роли, она не умела молчать на экране. Наделенная незаурядным чувством юмора, Фаина Георгиевна сама придумывала такие остроумные тексты для своих персонажей, что зрители по сей день смеются над ними до слез.

Сейчас в это трудно поверить, но в свое время Раневскую не приняли ни в одну из театральных школ. Экзаменаторы сочли абитуриентку неуклюжей, смешной, некрасивой. Но что обиднее всего — бездарной. Как позже выяснилось — неоправданно.

Кстати, Раневская — это псевдоним. Заимствован он из чеховской пьесы «Вишневый сад». Существует легенда, что однажды по дороге домой у Фаины Фельдман из сумочки выпали деньги. Их подхватил ветер, а она лишь рассмеялась и сказала: «Как красиво они летят!» Ее спутник тогда заметил: «Фаина, Вы совсем как Раневская!» Так и закрепилась за ней эта фамилия.

Замуж Раневская не вышла и никогда не имела детей. Однажды кому-то из знакомых она рассказывала о своем бывшем возлюбленном: «Сегодня встретила свою первую любовь. Шамкает вставными челюстями. А какая это была прелесть! Мы оба стеснялись нашей старости».

Одиночество и свой возраст она переживала болезненно, но при этом отчаянно шутила: «Я как старая пальма на вокзале, никому не нужна, а выбросить жалко».

На вопрос «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» она привычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу…»

После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками, записками… и печально замечала: «Как много любви, а в аптеку сходить некому».

«Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи», — говорила она. А позже подмечала: «Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».

Чувство юмора было ее защитным механизмом, помогавшим выжить. Актриса Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. И, лежа на тротуаре, кричала прохожим своим неподражаемым голосом: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».

Последние годы Раневская жила в небольшой квартирке. В ее доме не было роскошных вещей, самыми ценными считала хозяйка портреты и фотографии дорогих ее сердцу людей — Маяковского, Цветаевой, Пастернака, Ахматовой. А автограф Дмитрия Шостаковича был плотно прикрыт полоской бумаги. «Фаине Раневской — самому искусству», — написал великий композитор. Но та, которой были адресованы эти слова, всегда стеснялась столь лестного признания и тщательно скрывала его от посторонних глаз.

Она играла на сцене до 86 лет. В 1983 году ушла из театра Моссовета, объяснив, что ей «надоело симулировать здоровье». Никто тогда еще не знал, что ей оставался всего лишь год жизни.

Архив