04.02.2022, 16:35 3995

«Я хорошо помню Лермонтова»: 8 серия «Лермонтов – художник»

Лермонтов — поэт, Лермонтов — прозаик, Лермонтов — художник. О творческом наследии Михаила Лермонтова в живописи расскажем в 8 серии проекта «Я хорошо помню Лермонтова».

Денис Князев, начальник службы информационных программ ГТРК «Ставрополье»:

«Михаил Лермонтов, по свидетельству его родственника — троюродного брата Акима Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком».

Екатерина Соснина, главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске :

«Сегодня исследователи творческого наследия поэта совершенно справедливо выделяют такую тему, как «Лермонтов — художник». Его живописное наследие действительно достаточно велико: 13 картин, написанных маслом, причём большинство из них — 8 — посвящены кавказской теме; около 60 акварелей и более 300 графических рисунков и набросков. Не случайно в год 200-летия со дня рождения поэта был издан альбом, включивший в себя большинство работ из живописного наследия М.Ю. Лермонтова».

Уже первый из сохранившихся лермонтовских акварельных рисунков посвящён Кавказу. Детский рисунок Лермонтова был выполнен на Горячих водах 13 июня 1825 г. Мы узнаём на нём силуэт горы, контуры которой напоминают Бештау. У подножия горы огромный. И внизу рисунка есть подпись, сделанная рукой мальчика. Буквы М Л. 1825 год. 13 июня на горячих водах. Подпись на французском. Горячие воды — так называли тогда будущий Пятигорск.

Можно сразу же отметить целую вереницу чисто лермонтовских образов. Жизнь как океан или водная стихия, волнуемая бурями, аналогия между лирическим героем и парусником, чета белеющих берёз, как символ России, горные вершины, олицетворяющие вечность в противовес мгновенности человеческого бытия: всё совместилось в этом маленьком рисунке. Верстовой столбик, являющийся одновременно и символом дороги.

Еще одна знаменитая картина поэта — его автопортрет, написанный в 1837 году. Эта работу называют одним из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. Однако в портрете поражает какая-то неправильность. Тщательно выписано лицо поэта, но небрежно написаны руки.

Еще среди раритетов, которые хранятся в Государственнм музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, картина, изображающая вид Крестовой горы, высшей точки Военно-Грузинской дороги — один из самых ценных экспонатов. В октябре 1837 года Лермонтов отправился в Грузию, где в селении Караагач стоял его полк. Во время этого путешествия он поднялся на гору Крестовую и зарисовал её. На Кавказе с новой яркой силой раскрылся талант Лермонтова-художника".

Еще одна загадочная акварель, которую приписывают кисти Лермонтова, — «Окрестности Пятигорска». В сентябре 2010 года в Пензенском литературном музее открылась выставка раритетов из его запасников. На ней был представлен небольшой пейзаж, на обороте которого была надпись: «М.Ю. Лермонтов. Окрестности Пятигорска. Из семьи Пожогиных». Акварельный рисунок, поступивший в музейные фонды Пензенской области из московского антикварного магазина, вызвал огромный общественный интерес.

Тема «М.Ю. Лермонтов — художник» неисчерпаема. И, как уверяют лермонтоведы, в ней нас ожидает ещё множество открытий.

Все серии проекта «Я хорошо помню Лермонтова» по ссылке.

Архив